Меню Рубрики

Школьные стартапы. Как меняется образовательный процесс на Брянщине

«ОГМА» — не просто центр по работе с талантливыми детьми и молодёжью. Это часть образовательного кластера, который включает возможности промышленных и сельскохозяйственных предприятий области, потенциал вузов, социальных, спортивных и культурных учреждений Брянщины. А ещё это своего рода лаборатория для педагогов, где они делают собственные современные научные открытия.

Следующий, 2023 год объявлен Годом педагога и наставника. Главное качество учителя сегодня — желание самому учиться. Во-первых, образовательный процесс становится всё более технологичным, а во-вторых, всё чаще требуется адресная работа с разными категориями детей. Чтобы сотрудничество педагога и ребёнка было эффективным, все участники образовательного процесса должны быть заинтересованы в развитии.

И у современных педагогов возникает много вопросов. Как избежать формализма в образовании? Как организовать процесс обучения так, чтобы школьнику было комфортно и интересно? Как заинтересовать ребят пользоваться научными возможностями? Как включить их в научно-исследовательскую деятельность?

Школьные стартапы. Как меняется образовательный процесс на Брянщине
Фото: Фото предоставлено центром «ОГМА»

Ответы на вызовы современности ищут и в вузах, и в техникумах, и в учреждениях дополнительного образования детей, и в обычной сельской школе.

Талант может быть выявлен в каждой школе в любом регионе — такую образовательную перспективу озвучили на площадке «От экономики знаний к экономике талантов: новые возможности» на Петербургском международном экономическом форуме в июне этого года. Модератором площадки выступила председатель Совета федеральной территории «Сириус» Елена Шмелёва. А раскрыть таланты, по мнению помощника Президента РФ Андрея Фурсенко, помогают объединения людей на одной площадке, где они понимают друг друга и учатся работать коллективно.

Проявить и применить

Одной из таких площадок в Брянске стало Государственное автономное нетиповое образовательное учреждение «Региональный центр выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодёжи» (Центр «ОГМА»).

Наша «ОГМА» открылась чуть больше года назад, 17-го сентября 2021-го, и работает по модели образовательного центра «Сириус» в Сочи, созданного образовательным фондом «Талант и успех».

Почему брянский центр носит такое название? Отсылок несколько. Ирландский Огмиус — бог красноречия и учёности. Плюс Огма — жёлтый субгигант, по размерам превышающий Солнце, звезда в созвездии Геркулеса. А во время одной из профильных смен сами ребята расшифровали слово как Оригинальные, Гениальные, Молодые, Активные — так что теперь это ещё и аббревиатура.

Школьные стартапы. Как меняется образовательный процесс на Брянщине
Фото: Фото предоставлено центром «ОГМА»

Исследовательская и проектная деятельность — неотъемлемая часть любой образовательной программы или профильной смены для центра «ОГМА», ведь метод проектов является одним из приоритетных в формировании ключевых компетенций школьника, такой подход позволяет заинтересовать обучающегося в развитии.

Именно прикладное изучение теории позволяет проявить и применить талант школьника и студента. Не случайно в образовательных учреждениях появляется всё больше мастерских и лабораторий, а помимо учебной практики активно внедряется и производственная.

Вместе эффективнее

«Без стремления к научной работе педагог неизбежно подпадает под власть трёх педагогических демонов: рутинности, банальности, механистичности», — сказал полтора столетия назад немецкий педагог Адольф Дистерверг.

Чтобы этого избежать, современные педагоги постоянно повышают квалификацию и учатся новым способам взаимодействия с детьми и между собой.

Воркшоп — современная модель обучения, сочетающая обилие практики и командную работу. Это мастерская, где собирается группа заинтересованных в определённой дисциплине людей и специалист, демонстрирующий нюансы выбранной профессии, помогающий разобраться как в её азах, так и в более углублённых особенностях.

Такой «Проектный воркшоп» провели для сотрудников «ОГМЫ» в октябре 2021 года. Тематические занятия проходили с периодичностью раз в две недели. Всех желающих консультировали, в том числе по вопросам ведения проектов в группах и защите этих работ. Анализировали результаты такой деятельности и выстраивали личную траекторию дальнейшего проектного развития. В завершение творческими группами были разработаны проекты для решения актуальных вопросов работы брянского центра.

Работа проектного отдела в центре «ОГМа» направлена на то, чтобы исследования, которые защищают школьники в нашей области, решали региональные проблемы в разных сферах деятельности.

 

Многие сотрудники «ОГМЫ» прошли также семинары, курсы повышения квалификации в «Сириусе», в Российском движении школьников (РДШ) и на платформе «Малой академии наук „Интеллект будущего“». Под руководством заведующих лабораториями, методистов были подготовлены научно-исследовательские работы, технологические проекты, авторы которых стали призёрами и победителями всероссийских конкурсов «Космостар», «Большие вызовы», «АгроНТИ», стали участниками федеральной программы «Сириус. Лето: начни свой проект», смогли пройти на профильные смены в центре «Сириус».

Маленькие учёные

Программа «Сириус. Лето: начни свой проект» — это вовлечение талантливой молодёжи в работу над актуальными задачами российской науки и производства. Центр одарённых детей «ОГМА» является региональным координатором программы.

В прошлом учебном году в рамках программы студенты БГУ и школьники Брянского городского лицея №2 им. М. В. Ломоносова по заданию предприятия-партнёра — Московского эндокринного завода, филиал которого находится в Почепе, провели два исследования. Они изучили, как условия выращивания такого растения, как цикламен эуропеум, которое используется для получения лекарственных соединений, влияет на количество биологически активных веществ в клубневой массе. А также влияние условий выращивания расторопши пятнистой на содержание в её плодах силимарина — природной композиции биологически активных веществ. Результаты этих трудов помогут сделать продукцию предприятия более полезной для жителей Брянской области и всей России.

В этом учебном году реализуют новый проект «Разработка экологической тропы в Ботаническом саду им. Б. В. Гроздова». Брянский ботанический сад входит в состав биоресурсного центра Брянского государственного инженерно-технологического университета, который и выступил заказчиком проекта. Наставниками стали студенты БГИТУ, БГУ, БГТУ. А участниками — ученики городского лицея №1 им. А. С. Пушкина, лицея №2 им. М. Ю. Ломоносова, гимназий №2 и 3, брянских школ №14, 18, 52, 59, 67, а также школ им. А. С. Пушкина в Трубчевске и им. Н. М. Грибачёва в селе Лопушь Выгоничского района.

Работа проектного отдела в центре «ОГМА» направлена на то, чтобы исследования, которые проводят школьники в нашей области, решали региональные проблемы в разных сферах деятельности, чтобы из скучных рефератов работы ребят перешли в разряд стартапов.

Однако в этом учебном году ребятам предстоит работать не только над региональным проектом, но и над проектами ведущих предприятий и научных институтов России.

Проектный десант

А для учителей-предметников и педагогов дополнительного образования в Год педагога и наставника «ОГМА» планирует провести курсы повышения квалификации по проектной деятельности совместно с Брянским институтом повышения квалификации работников образования (БИПКРО).

«Проектный десант» высадится в районы Брянской области, где пройдут обучающие семинары для педагогов городских и сельских школ, а также мероприятия для школьников. Таким образом хотят развить наставничество на местах, чтобы учителя эффективно организовывали и сопровождали проектно-исследовательскую деятельность ребят, выявляли и развивали их таланты, знакомили с профессиями в перспективных областях науки и технологий.

Пройдут также профильные смены «Проектная школа» для участников всероссийских конкурсов исследовательских и проектных работ, в частности «Большие вызовы», с привлечением экспертов по направлениям конкурса.

Так и учителя, и их ученики получат необходимые знания, полезные навыки и вектор развития.

СПРАВКА: В центре «ОГМА» выделяют три основных направления развития ребёнка: наука, искусство, спорт. Деятельность проектного отдела движется также в трёх направлениях. Это и методическая работа, то есть подготовка педагогов, распространение опыта через тот же «проектный воркшоп» для сотрудников центра, семинары для учителей и педагогов дополнительного образования. И собственно образовательная деятельность: подготовка школьников и студентов ссузов через лекции и практические занятия по исследовательской и проектной деятельности — модуль многих профильных смен «Твой проект» реализуется в течение года. И работа с высоко мотивированными ребятами: сопровождение региональных проектов на всероссийских конкурсах «Большие вызовы», консультирование ребят, проходящих отборочные этапы в «Сириус» на профильные смены.

 

Галина ШИРЯЕВА начальник проектного отдела, Марина ПОНКРАТОВА старший методист проектного отдела

Добавить комментарий

Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
*
Генерация пароля